- АРХЕТИПЫ
АРХЕТИ́ПЫ (от греч. archétypon первообраз, модель), в «аналитической психологии» и эстетике швейцарского психолога К. Г. Юнга мотивы и их комбинации, наделенные свойством «вездесущности», универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаичном ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т. п.), а также в художественном творчестве вплоть до современности.
По Юнгу, А. имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику. Содержательную характеристику первообразы получают, лишь проникая в сознание и при этом наполняясь материалом сознательного опыта. Однако, становясь более отчетливыми, они сопровождаются оживленными эмоциональными тонами, они способны потрясать, внушать, увлекать. А. не сводились Юнгом к биологическим «комплексам» индивида (как в психоанализе З. Фрейда см. Фрейдизм). Универсальность А. в истории культуры, воплощенных, например, в мотивах инцеста, младенчества, материнства, мудрой старости н т. п. (вплоть до целых визионерских картин иного мира у Данте и др.), выводилась Юнгом из единства человеческой психики (в чем он солидарен с антропологической школой) на глубинном уровне «коллективного бессознательного» первобытной памяти человечества. Сила воздействия искусства, по Юнгу, в актуализации этого глубинного уровня, в обращении к вечным и общечеловеческим А. (эти положения в аналитической психологии привлекали Т. Манна и были восприняты ритуально-мифологической критикой); однако сами А. увязывались им не столько с бессознательным отражением реального мира, сколько со свойствами психики («души»); так, раздвоение психики порождало А. «тени»-двойника (Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте, Тень у А. Шамиссо и др.), А. «анимы» («анимуса») проявление в бессознательном человеке сущности противоположного пола (андрогинные существа в мифах, китайские воплощения мужского и женского начал инь и ян и др.).
По сути, понятие А. не связано с проблемой объективной эстетической ценности литературного произведения. В применении к мифологии и фольклору теория А. отражает характерный для культурной антропологии XX в. интерес к механизму образования ментальных (мыслительных) структур па уровне бессознательного. В современном литературоведении под архетипическими принято также понимать неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (ср. метафорические А. в русской поэзии XX в. «преображение» как смена одежд или насыщение, «битва» как жатва и др.) или универсально распространенные сюжеты (например, мифы о потопе или представления о «мировом древе» и их отражение в литературе).
Литература:
Аверинцев С. С., «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, «ВЛ», 1970, № 3;
его же, Архетипы, в кн.: Мифы народов мира, т. 1, М.,1980;
Панченко А. М., Смирнов И. П., Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала XX в., «Тр. ОДРЛ», 1971, в. 26;
Вейман Р., История литературы и мифология, пер. с нем., М., 1975, с. 28592;
Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976, с. 5770, 15557.В. П.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.